Saturday, January 10, 2009

Психологические контексты веры.

Я рассматривал и пытался понять, что такое вера, соотнося её со знанием, мнением и гипотезой. Потом - находя её отличия от религии. Обдумывал, может ли вера сочетаться с независимостью и самостоятельностью суждений. Теперь хочется посмотреть на веру глазами психологии.

Психолог занимается верой, так как часть из проблем, с которыми сталкиваются люди, обращающиеся к нему, невозможно решить без изменения их веры. В частности, в НЛП проблемы грубо можно классифицировать по уровням сложности. Первый уровень - факты жизни из "табуреточной" реальности - например, я не решил задачки и получил двойку по матанализу. Чтобы решить такую проблему надо пойти и пересдать, получив хорошую оценку.

Следующий уровень проблем - характеризующий умения - я не умею решать дифференциальные уравнения. Вы не подумайте что это тот же самый уровень что и двойка по диффурам. Двойку-то я получил случайно, или несправедливо! Вот если схожу несколько раз с тем же результатом, то можно будет обобщать и делать вывод что что-то не умею.

Ещё выше уровнем - убеждения, например, "я неспособен к математике". Тут уже дело зубрёжкой не поправишь. Все пословицы будут против меня, и даже если случайно получу пятёрку - я-то буду знать что это случайность...

Кажется НЛП-сты выстраивают уровни выше веры самоидентификация, может даже ещё что-нибудь выше. Важно понимать что уровни здесь - это уровни сложности проблем, с которыми приходится сталкиваться чтобы помочь человеку от них избавиться.

Значит, понять, во что я верю, можно только пытаясь наблюдать свою жизнь как бы со стороны. Потому что всё, что я воспринимаю, будет лишь подтверждать мою веру, и я буду думать что это не часть моей субъективной картины мира, а объективная характеристика мира.

Вера существует не в мыслительной сфере, а в сфере поступков и действий. Я могу говорить или думать, что примета про чёрную кошку переходящую дорогу - чушь, но если я, видя чёрную кошку, ускорю шаг чтобы она не успела мне дорогу перебежать, - это проявление веры. И рассматривая своим рациональным мышлением усвтройство своего рационального мышления, веру не ухватить. Потому что вера так устроена, что явления внешнего мира фильтруются и не доходят до восприятия если они ей противоречат.

Слава Б-гу наш мир иногда тычет меня носом в то, что в мою веру не укладывается ну никак. Юнг на основании своей психиатрической практики писал, что те их его пациентов, религия которых имела в себе таинства (он это писал про католиков), - легче справлялись с проблемами несоответствия между их мировоззрением и реальностью, - мировоззрение религиозного человека в таких религиях имеет специально оборудованные "каналы" и области для организации необъяснимого.

Похоже это совсем другой подход к всему вопросу веры: во-первых, вера уже не берётся как единое целое типа "вера в Б-га" с возможными результатами измерения "есть вера" и "нет веры", а рассматривается как совокупность строительных блоков, организующих всё начиная с моего восприятия мира. И, главное, эти компоненты веры можно пытаться определить и оценить их с точки зрения соответствуют ли они той цели которую я хочу достичь.

Это звучит заманчиво, но хотелось бы вспомнить, есть ли в психологии (в НЛП например) методы которыми сам можешь определить свои компонетны веры и проверить их на соответствие своей цели, скажем, выраженной в довольно абстрактной форме как исполнение того, ради чего Б-г меня в этот мир послал.

No comments:

Post a Comment