Sunday, January 11, 2009

Вера и Зло

Недавно я столкнулся с очередным примером, как человек верит в жидомасонский заговор, в протоколы сионских мудрецов. Причём верит, как он утверждает, обдумав всё, проверив на соответствие его личному опыту, известным ему фактам прошлого и даже проверив предсказательную силу этих вещей. Только после тщательных проверок перевёл их из статуса гипотез в статус истин.

Мне подумалось, что хорошо бы сравнить эту веру с моей собственной верой в то, что существует обвинитель - מקטרג, он же - сатан, סטן. И что если бы Адам наш прародитель, то есть само человечество, не выбрало бы следовать его совету, то Земля по сравнению с тем что мы имеем сейчас была бы райским садом.

Я верю что есть люди которые служат Сатану. Малая часть - сознательно, и очень много - не ведая чего творят. Я верю что был целый народ - Амалек, цель которого была - уничтожение евреев чтобы тем самым разрушить связь Б-га с человечеством.

Амалек служит цели уничтожения евреев вплоть до самопожертвования. То есть, жизнь свою не щадит ради того, чтобы уничтожить ещё хотя бы несколько евреев. Уничтожение, то есть - геноцид всего народа амалекитян - это буквально одна из заповедей Торы. К счастью, сейчас, согласно галахе, амалек - это злое начало во мне самом, а не какой нибудь другой человек. Так что, что бы ни происходило, мешающее моему стремлению приближаться и служить Б-гу - я не могу искать виноватого в стороне, виноват только мой личный амалек, сидящий внутри меня.

Ага, возникает много вопросов. Скажем - разрушают римляне, или тот же Навухаднецар, Храм. Или стреляют палестинцы по Сдероту, по детским садам и жилым домам в этом городе. Как относиться к этим злодеям? Если враг внутри меня, значит я своими грехами сделал так что Б-г вынужден меня наказать и для этого послал Навухаднецара разрушить Храм и меня убить. Не правильно ли будет вместо сопротивления оккупантам - искать в себе грехи и в них раскаиваться? Далеко ли от этого до знаменитых "подставь другую щёку" и принципа непротивления злу насилием?

Похоже единственный способ не стать самому "обвинителем" и не начать обвинять других в том что я страдаю или несчастен, - это считать что если кто и виноват в любом насчастии - то это я сам. А к другим относиться как к детям. Вспомнился еврейский рассказ как дети играли в футбол возле улицы с оживлённым движением, и часто за мячём выбегали на дорогу. Водителям приходилось тормозить, отчаянно сигналя, некоторые высовывались в окна и ругались. А потом из одной машины выскочил водитель, догнал мальчику и серьёзно его отшлёпал. Этот мальчишка был его сын. И причиной того, что он так "нетерпимо" отнёсся к происходящему, была любовь.

Я думаю что это не противоречит пониманию того, что есть враг рода человеческого, хитрый, коварный и жестокий. По поводу этого врага мне хочется привести в пример притчу, с сожалению не могу восстановить имя раввина про которого в ней говорится. Он вставал каждую ночь задолго до рассвета и шёл окунаться в холодную микву, в Иерусалиме, чтобы потом читать Тиккун Хацот - молитвы для самого тёмного времени суток которые бывает перед тем как начнёт светать. В Иерусалиме ночи, говорят, зимой холодные, а дома до сих пор не имеют отопления. Вот однажды он под своим одеяльцем согрелся только-толькo, и уже - время вставать. Ему внутренний голос и говорит: "ну куда тебе сейчас вставать, ты же уже такой старый, только-только свои кости согрел!" На что он и отвечает: "Да, я стар, но ты-то намного старее меня, а сам уже не спишь, а работаешь! Так что возьму-ка я пример с тебя, и встану поскорее на свою службу". Притча эта приводилась как пример того, можно брать в чём-то пример даже с врага рода человеческого.

Я помню вычитал, кажется в какой-то книжке Кэмпбелла, интересное сравнение еврейской традиции и культуры с древнегреческой. В еврейской пророки к врагам еврейской религии и народа относились как к врагам Б-га, и призывали их уничтожать. В самом Пятикнижии про Амалека сказано и даже стало заповедью - "сотри память об Амалеке с лица Земли, не забудь!" А читая Илиаду видим, что враг, Гектор - зачастую называется "богоподобным". И с каким сочувствием Илиада относится к воинам и предводителсям вражеского стана - к самому Гектору, и к Приаму, его отцу! Становится понятно, что для греков эта война была - поединок, типа спортивного, и противники - тоже как и мы участники в этой же самой игре.

Еврейская же традиция и её наследники говорят "Есть Зло. Мы должны служить Добру. Есть уровень где нет разделения между Добром и Злом, но этот уровень - за пределами всех тех миров которых может достичть душа даже самого великого праведника пока он ещё жив в нашем мире".

А ещё говорят, что одна из самых больших побед Сатана - это что ему удалось сделать так, что люди думают что его не существует.

Сложные вопросы. Придётся наверно искать ответ в еврейских притчах про то, зачем Б-гу надо было создавать Зло в этом мире. Иначе у меня не получается пеерд собой оправдаться за то что верю что существует Зло в мире. Иначе пацифисты, непротивленцы злу насилием, и все остальные призывающие к переговорам с Хамасом и выступающие против "оккупации" Израилем палестинских территорий - надо мной имеют неоспоримое преимущество. А у меня - нет преимущества над тем кто верит в жидомасонский заговор...

No comments:

Post a Comment