Я прочитал Олди “Где отец твой, Адам”. Сходу вспомнилась написанная на двадцать три года раньше книга Стругацких “Волны гасят ветер”.
Обе книги про конец того мира, в котором мы живём и который мы знаем. Обе смотрят на этот переход глазами тех, кто остаётся в старом мире. У Стругацких это глаза Максима Каммерера, рассказывающего про ставшего люденом Тойво Глумова. В книге Олди - Кирилл Сыч, отец одного из последних рождённых на Земле детей Адама Сыча.
Можно ли, риблизившись на двадцать три года разглядеть больше деталей и подробностей про то, как будет завершаться жизнь Человечества на Земле? Конечно, всё видно гораздо чётче.
Точно ли эти книги про одно и то же? Нет, конечно. Олди точнее придерживаются древних текстов и мифов. Они знают про сто сорок четыре тысячи сынов человеческих, которые войдут в грядущий мир. Про то, что в конце должна восстановиться целостность души Адама. Души всех нас живших и живущих теперь людей - это осколки, грани (или рёбра) единой изначально души Адама, которая должна восстановиться в конце времён.
Честно говоря я, несмотря на свою религиозность, считаю что эти игры с древними текстами и мифами менее ценны чем открытость новым смыслам, как у Стругацких. Я верю что они были открыты новым смыслам, хотя единственный намёкв их книге это сравнение жизни люденов со всем тем что мы знаем и во что играем. Сравнение как с чем-то таким бессмысленным, что и секунду жалко на это оторвать от новой жизни и новых смыслов.
Хочется сравнить три разделения переходной к Новому Миру эпохи. В Традиции разделение - между теми кто сумеет очиститься от греха и войти в Новый Мир, и теми кто останется в грешном мире. Среди оставшихся - сознательные бойцы и командиры вражеского войска, и просто те кто не успеют понять и не смогут вовремя “перестроиться”.
У Олди - другое разделение, разделение между большинством человечества и “сейфами”, - небольшим процентом людей, которых невозможно в силу каких-то врождённых особенностей нервных процессов подключить к общему психическому полю объединяющегося человечества. Правда, есть ещё один герой, отказавшийся подключаться не из неспособности, а по идеологическим мотивам.
У Стругацких - большинство человечества живёт себе как жило, - и только отдельные, отличающиеся отсутствием реакций страха, а может быть ещё чем что мы не знаем, - уходят из нашего земного питомника, просыпаются для жизни за границами той узкой клетки в которую мы себя заключаем чтобы жить в нашем мире. Становятся люденами.
Глядя на наш мир через средства массовой информации, читая про все убийства, преступления, теракты, войны и обилие зла - трудно представить что есть способ перейти в Новый Мир без войны. Пока история подтверждает традиционные представления о войнах, как о кровавых схватках, в которых должен этот Новый Мир родиться.
В будущем как его видели Стругацкие - люденов меньшинство, и они уходят, пропадают для нас, обычных людей. Им нет до нас дела. У Олди меньшинство, - наоборот, - “сейфы”, обычные люди. А “проснувшиеся”, составляющие большинство, строят рай на Земле, и окружают “непроснувшихся” вниманием и заботой как мы бы заботились о малышах не способных позаботиться о себе.
Я думаю что Олди в своей игре сознательно исключили миф о Вавилонской башне. Если бы не она, если бы человечество не разошлось на разные языки и не стало учиться у разных учителей, то может быть возвращение и собирание всех в единую душу Адама и было бы возможно. Однако, похоже, если в каком-то смысле корень и был один, сейчас уже растения вполне независимы и выбрали себе разные эволюционные пути.
Однако если вернуться в тот мир где душа Адама соберётся и восстановит свою целостность. Может неприсоединившийся к Адаму папа Кирилл - это зародыш нового смысла, который даст новый виток развитию Адама после завершения цикла познания Добра и Зла?
Однако это задача не для меня и не для вас, - а для Адама. А я, прочитав эту книгу, могу подумать про проекцию на грядущие времена проблемы отношения нынешних “просветлённых” к нам, которые до сих пор не просветлились и страдаем от наших иллюзий в нашем иллюзорном мире.
Какой-то плохой врач кардиолог выгонял пациента “ваша боль - не настоящая, это невротическая боль”. Понимал ли врач что невротическая боль - тоже болит? Хотя правда, это - не по его специальности. Адам Сыч понимал что не понимает отца, и он хочет понять отца, только вряд ли сможет. Это зародыш задачи для тех времён которые будут после конца наших времён.
А среди люденов - были ли такие, чья специальность - человечество и его судьба? Или там у Стругацких на Земле всё было так благополучно что этот наш детский садик под названием Зелмя не требовал специального внимания со стороны братьев наших старших?
Я, наверно, живу в мире, где освобождение от реакции страха даёт возможность проснуться к новым смыслам и задачам. Только вот эти задачи - про нас, про людей, про тех кто ещё менее чем я проснувшийся, и может даже сам не ведая используем силами зла. Про то как на Земле обустраивать жилище для Б-га, на нашей Земле, которая нуждается в нашей помощи и про судьбу которой забыть нельзя даже ненадолго.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment