Friday, November 7, 2008

Почему я ищу веру

Зачем мне оно надо?
У меня были готовые ответы на вопрос почему я хочу стать верующим.

Отвлечение: замечание о Истине и Глубокой Истине которое я услышал от Г.П.Щедровицкого на одной из его лекций или семинаров. Просто истина это такая истина отицание которой истиной не является.
Пример: Волга впадает в Каспийское море. Отрицание - Волга не впадает в Каспийское море - неправда, потому что она таки впадает. Глубокая Истина - это такая, отрициние которой является тоже Глубокой Истиной. Например - Б-г есть Любовь. Как это - Глубокая Истина, так и её отрицание - Б-г не есть Любовь - тоже глубокая истина.

Зачем мне нужна вера - это что-то тоже глубокое. Поэтому лучше чем помнить и всегда отвечать одним ответом, лучше самому поисследовать себя.

Предположим что вера мне нужна потому что я человек стадный и есть стадо в котором мне будет себя чувствовать лучше если я буду верующий. Референтная группа, где это ценится, где модно быть верующим.

Хорошо, может быть и так.

А может меня интересуют силы, которые даёт вера? Хочу иметь то самое горчичное зерно и двигать с его помощью горы с места на место? Придвинуть, скажем, Белалакаю поближе к моему дому, чтобы по выходым можно было вспомнить молодость и залезть на неё по восточной стене? Ну, это скорее шутка. Но, скажем, быть мудрее, уметь помогать людям становиться счастливее, - это конечно заманчиво,

Недавно в списке smoke-room@lists.altlinux.org мне сказали что вера противоположна знанию, и поэтому веру можно "петь в храме", а рассуждать, думать про неё, пытаться понять не советовали. Смешно! Это всё равно как сказать что сомнение противоположно знанию. Или как непонимание противоположно пониманию. Да: конечно, противоположны. Но до того как вас понять я должнен осознать что я вас не понимаю, что то что у нас с вами было раньше - это были мои иллюзии понимания, ощущение понимания. После этого только я могу начать что-то делать чтобы понять.

Да, скорее всего веру я хочу чтобы больше знать, уметь, мочь. Вера должна помочь сделать "наасэ" из пары "наасэ вэнишма" - как евреи сказали принимая Тору у горы Синай - "будем исполнять и поймём". То есть - до того как узнать, понять, постичь, - готовы исполнять всё заповеданное. Это проявление веры, и это - условие того что можно будет на основе исполнения узнать.

Узнать, как לדעת - очень глубокое слово, Прямые связи к дереву познания добра и зла, к "и познал Адам Хаву", и к заповеди "знай Б-га твоего" Знать в этом языке - синоним слову "уметь".

Возвращаясь к вопросу зачем нужна вера: если она нужна ради могущества, - может есть другой способ могущество приобрести? Конечно, масса способов! Только похоже могущество приобретаемое другими более эффективными способами меня не привлекает. Значит, и гипотеза что вера нужна ради сил, могуществ, знаний - тоже отпадает? Похоже на то.

Может стремление к вере - это стремление к устойчивости, чтобы уже не стремиться дальше никуда? Вряд ли, - это скорее как океан, бескрайний. Я пока на берегу, и если оторвусь от берега, то там впереди чем дальше тем больше испытаний, бурь, тем тяжелее путь. Хотя может быть эти бури будут внешними а внутри будет ощущение покоя и вечности,

Кажется что то небольшое что я делал (в аспекте "наасэ" как можно было бы сказать хасидскими словами) - дало мне некоторый "вкус веры" - не саму веру а "предвкушение" её. И это - как энергия, которая движет туда где её ещё больше.

No comments:

Post a Comment