Wednesday, November 19, 2008

Школа Иудаизма.

На идише синагога называется "шул", - то же самое слово которым называются школа.

Я думаю что весь Иудаизм - это школа. В отличие от всех других духовных традиций которые я знаю, эта имеет чётко заданный "верхний" предел.

Объясню почему я так думаю: во-первых надо найти границы самого Иудаизма. Это легко. Исполнение заповедей, то есть - Галахи, определяет принадлежность Иудаизму.

Для случайно забредших на эту страничку людей напишу, что заповедей в Иудаизме - шестьсот тринадцать, из них 365 запретительных (типа "не кради", "не вари козлёнка в молоке матери", "не будет у тебя других богов"...) и 248 - предписывающих действия ("знай Б-га своего", "помни день субботний и соблюдай его"...)

Галаха - это то, что Б-г хочет от еврея чтобы тот делал и что хочет чтобы еврей не делал. Уточнение, - это та часть воли Б-га которая не меняется за все века на которые этот мир создан. И не зависит от того, кто этот еврей есть и в какой стране они живёт, и в каком веке. Ну может немножко зависит - для женщин часть законов другая чем для мужчин, для коганим - другая чем для обычных евреев. (Коганим - это потомки Аарона Первосвященника, и у них есть особые функции не только в Храме, но и в обычной жизни в времена когда Храма, как сейчас, нет).

Никто не утрверждает что у Б-га нет предпочтений по поводу действий отдельно взятого еврея в каждой конктретной ситуации. Особенно, например, выборы. Б-гу не может быть всё равно за Обаму я голосовал или против Обамы. Это мы здесь не знаем к каким катастрофам приведёт свою страну этот любитель перемен, но Б-гу то - известно. Но не может быть в Галахе заповеди "голосуйте против Обамы!", не потому что это Б-гу всё равно, - просто там нет места неинвариантным для всех поколений вещам.

Галаха предписывает слушаться пророков. Если бы пророк сказал мне "голосуй за Обаму!" я должен бы был голосовать за Обаму, отбросив все свои собственные представления. Галаха органичивает власть пророка - он не может отменить заповеди Торы или добавить к Торе что-нибудь, но может приостановить действие заповедей Торы не более чем на одно поколение. Если пророк говорит то, что противоречит Галахе - надо слушаться приказа пророка.

Сейчас пророков нет. Пророки были во времена Первого Храма. Когда он был разрушен - новых пророков уже появляться не должно было. Мир изменился, и теперь такой роли в обществе - "пророк Б-га" - быть не должно. Не в том смысле что люди потеряли связь с Б-гом и не знают чего Он хочет. Он просто перестал поручать кому-бы то ни было передавать Свою волю другим, которые сам не могут услышать.

Люди, которые находятся на уровне духовного развития не меньшем чем многие пророки были - несомненно есть. К сожалению, много-много веков назад, когда был уничтожен последний Санхедрин (синедрион) - у нас, евреев, слово "раввин" стало иметь совсем другой смысл чем это было раньше - в недавние века "шейлат рав" - (вопрос к раввину) означал или платочек с пятнышком которое надо было определить кровь или нет, или - курица с некоторыми отклонениями чтобы определить кошерна ли она.

Однако есть нистарим (ניסתרים от слова סתר сэтэр - тайна, скрытое) - тайные учителя. 36 скрытых праведников - может быть часть из них и не имеют учеников, но кто-то же учит людей которые встанут им на смену когда надо будет.

Если привлечь геометрическую аналогию: вот есть наше поколение, в котором многие евреи находятся в состоянии "тинок нишба" (תינוק נשבע, ребёнок с детства уведённый в плен, которого не научили еврейскому образу жизни). Нарушение заповеди соблюдать Субботу или надевать тфилин для таких - не нарушение. Дальше - многие из нас начинают двигаться и принимают на себя исполнение заповедей. Часть приходит в Иудаизм и соблюдают все его предписания не хуже и зачастую с неменьшей любовью и страхом Б-жьим чем те, семьи которых никогда не теряли традиции.

И вот это линию если продолжить почти до бесконечности - там обнаруживается область "проороков", - людей, которые не только сами могли и должны были делать по живому конкретному слову Б-га, но и бывали посланы к другим людям с Его приказами. И заповеди, Галаха - для таких уже были "давно пройденный этап".

Я бы разместил на этой линии область "нистарим" на этой же линии ближе к нам чем пророки. Ответственность всё же у пророков - пошире, и вмешательство - сильнее. Приближающееся к отмене принципа свободы воли.

Я думаю, что человек, вставший на путь учения, и начавший сознательно, путём исполнения заповедей, стремиться к Б-гу, может (если ему повезёт) дорасти до того чтобы встретить себе тайного учителя такого уровня, для которого уже известна живая воля Б-га, её неинвариантная часть. И я думаю, что сообщить эту Волю ученику - нет такого запрета для наших поколений.

Хотя скорее всего, в случае если эта воля в конкретной ситуации будет противоположна записанному закону Галахи, у ученика будет выбор. Слушаться ли Книги, или слушаться учителя, передающего волю Б-га.

Дополнительная сложность - эта воля: переданная учителем, часто ведь может быть выражена намёком, притчей. Так чтобы было очень легко сказать оправдываясь "не понял".

Так что приходится думать самому и решаться, и брать ответственность на себя.

Скорее всего им тоже так приходится. Тем, которые уже выросли в Иудаизме до того, чтобы воспринять живую волю Б-га и искать способ её воплотить в нашем мире.

Есть ли на этой линие область, когда человек должен брать на себя ответственность за свои поступки по исполнению воли Б-га, как оне её смог понять, даже если она ведёт его за защищающие границы Галахи? Геометрическая интуиция подсказывает что должна быть.

Как я понимаю - пророки и тайные учителя, и праведники из 32-х на которых держится мир, - все они всегда, или почти всегда, продолжают не красть, не варить козлёнка в молоке матери, помнить день субботний и святить его, равно как и соблюдать все отальные заповеди. Но это уже совсем другое, чем для меня и моих соучеников по Иудаизму, соблюдение.

No comments:

Post a Comment