Sunday, November 16, 2008

Вера versus самостоятельность.

Я принадлежу еврейскому народу, иудейской традиции.

Однажды мне написал друг, что "лучше всего стараться принадлежать самому себе, а не быть принадлежностью чего-то, семьи, религии , государства или ещё чего. Но это трудно".

Для меня это трудно. Может быть я ещё не дорос до самостоятельности? Телёнок или котёнок за несколько месяцев становятся взрослыми и не зависят от родителей, но у людей некоторые не становятся взрослыми до конца жизни родителей. Или вообще никогда не становятся.

Так приятно и естественно знать что есть кто-то мудрый и сильный, которые подскажет в трудный момент что надо делать. Так много бывало в жизни сложных моментов когда совершенно неожиданно мне приходила помощь от моих учителей, товарищей. Особенно неожиданной эта поддержка была когда я сам пытался "бросить Иудаизм" и стать самостоятельным. Помню еврейский Новый Год в командировке в Уфе: - вечером накануне праздника парнишка которого я считал башкиром приглашает меня к себе домой в гости, и оказывается что он еврей и его семья - одни из активистов сионистского движения в Башкирии...

Или то ощущение счастья, которое иногда возникало в московских троллейбусах, - я например сижу на переднем сидении, передо мной стекло отделяющее кабину водителя. Оглядываюсь и вижу - в троллейбус зашла какая-нибудь пожилая еврейка с внуками. Я же их не видел, как и они не могли догадаться что этот тип, дремлющий впереди слева, - еврей.

Однако глядя со стороны на эти симбиотические отношения приходится признать что они представляют собой особый вид зависимости. И независимость имеет над любыми самыми хорошими зависимостями естественное преимущество.

Однако вспоминается один пример - Януш Корчак, еврейский педагог. Он отказался оставить своих ребят и вместе с ними пошёл в газовую камеру в Освенциме. Было ли это тоже "зависимостью" и "несамостоятельностью"? Если это было зависимостью, то я хочу иметь такую зависимость. Конечно это была "принадлежность": еврейскому народу, человечеству, этим детям. Принадлежность, проявившаяся в самопожертвовании.

Я понимаю веру как необоснованный движущий мотив, помогающий мне найти силы делать что-то, несмотря на то что я не имею никаких доказательств правильности решения что это надо делать.

Независимый человек быть верующим не может. Он знает (или думает что знает) основания для принятия своих решений. Он может быть религиозным. Например, решив что наука не может опровергнуть существование Б-га и поэтому выгоднее действовать так как будто бы Он есть, - ничего не теряешь. А если действуешь как будто Его нет, то можешь потерять очень многое, если ошибся.

Отвлечение:
Я наверно похож на такого религиозного человека, который решил, взвесив всё, что правильнее считать что Б-г есть. Потом этому человеку (то есть мне) сказали что заповеди выполнять хорошо, а быть верующим - намного лучше. И вот он, то бишь я, старается стать верующим.

Есть кто-нибудь кто мне сочувствует?
Конец отвлечения.

Вернувшись к независимому человеку, - на которого я не похож. (Ведь не только независимые составляют подавляющее большинство религиозных не имеющих настоящей веры в душе). Может ли он в принципе развиваться, расти? Ведь чтобы узнать что-нибудь новое такое что противоречит устоявшимся взглядам, надо действительно самоотречься, отказаться от того чем сам себя считаешь.
Наверно может. Как большинство учёных, которые не осознают, что открытия, которые они приписывают себе, - в самом деле чаще всего имеют начало вне их личности.

Вера позволяет сотрудничать с тем кто тебе помогает, которому ты веришь. Стремление к самостоятельности - помогает лучше усвоить уроки которые он тебе задаёт.

Я знаю одного учёного, который не просто не верит в экстрасенсорику и телепатию. Он говорит, что если даже увидит своими глазами - не поверит. По-моему - это проявление глубокой веры в то, чему его научили.

А чем веру отличается от того изначального знания, которое раньше чем придёт первое сомнение? Того знания которым утята знают, что Конрад Лоренц, за которым они идут - их мама?

Похоже здесь я делюсь не своими знаниями, а своими незнаниями. Я не знаю...

No comments:

Post a Comment